
В этом трансепте связь аббатства с государством становится заметна сразу: здесь стоят несколько больших статуй премьер-министров XVIII и XIX веков - в частности, виконта Пальмерстона (1784-1865), Роберта Пиля (1788-1850), Бенджамена Дизраэли (1804-81) и похороненного рядом Уильяма Гладстона (1809-98). Тут же стоит десятиметровый памятник со статуей премьер-министру Уильяму Пиуа, графу Чатемскому (1708-78). Он похоронен поблизости, вместе со своим сыном Уильямом Питом младшим (1759-1806), который стал премьер-министром в двадцать четыре года. Памятник ему помещен над западной дверью аббатства.
Северный трансепт ведет к средокрестию, фактически - центру храма. К западу от него находится хор, сокровенное место, своего рода церковь в церкви. Здесь служили монахи, хотя не на нынешних, викторианских сидениях; здесь же восемь раз в неделю, во время регулярных служб, сидит хор. Хор состоит из двенадцати мужчин, называемых мирскими викариями, и двадцати двух мальчиков, которые приходят из хорового училища при аббатстве - единственной школы в стране, обучающей исключительно хористов.
В Средние века хор был сценой отвратительного убийства. В то время преступники могли искать убежища в аббатстве. На его территории власть не смела их тронуть. Но в 1378 г. пятьдесят королевских солдат, презрев право на убежище, загнали беглеца в хор. Согласно свидетельству, один из солдат «рассек его голову до мозга» и убил монаха, который пытался спасти несчастного.
Из средокрестия лестница ведет наверх, к алтарю, перед которым расположен амвон. Здесь находится одна из драгоценностей храма - средневековый пол, спроектированный и уложенный в 1268 г. Настоятель монастыря Ричард де Уэйр видел в итальянских церквях замечательные мозаичные полы, выложенные в стиле Козмати, и пригласил мастеров в Англию, чтобы сделать подобный пол в аббатстве. Он набран из тридцати с лишним тысяч кусков порфира, стекла и оникса, уложенных в пёрбекский мрамор, теперь порядком истертый. Вихревой орнамент должен был способствовать созерцанию. В полу была выложена надпись из латунных букв, по-видимому, предсказывающая конец вселенной через 19683 года после сотворения мира.
С северной стороны от алтаря - группа важных средневековых гробниц. Ближайшая к лестнице - гробница Эйвелины, графини Ланкастерской. В 1269 г., в возрасте двенадцати лет, она вышла замуж за Эдмунда Краучбека, младшего сына Генриха III - считается, что это было первое венчание члена королевской семьи в аббатстве. Она прожила после этого всего пять лет и умерла в 1274 г. Ближайшая к алтарной преграде-гробница самого Эдмунда, который пережил юную жену на двадцать два года и умер в 1296-м. Между мужем и женой похоронен кузен Эдмунда - Эймер де Баланс, граф Пембрукский, умерший в 1324 г. Эти три надгробия когда-то были красиво декорированы, так что при свете свечей, вероятно, сверкали многоцветием, которое сегодня невозможно воспроизвести.
Аббатство не живет под стеклянным колпаком, оно постоянно изменяется. Например, сложная золоченая ограда за алтарем - сравнительно недавнего происхождения. Она была построена в викторианскую эпоху и полностью позолочена только в 1960 г. Фасад был наложен на ограду XV века, которую можно увидеть сзади. Оригинальный заалтарный образ или «ретабль» Генриха III, датируемый 1270 годом, - самая старая масляная живопись в Англии. Он чудесным образом уцелел и теперь выставлен в музее аббатства, хотя века обошлись с ним сурово, сохранившаяся часть красочного слоя дает представление о его первозданной красоте.
К югу от алтаря - средневековые сидения священников. Над ними портреты двух ранних королей - предположительно, Сиберта и Эдуарда I. На пустых панелях рядом с ними прежде были изображены святые, но в период республики они были соструганы по распоряжению парламента, не желавшего терпеть «идолопоклонство» в аббатстве. К западу от сидений - плосковерхое надгробие Анны Клевской, четвертой жены Генриха VIII. Над ним - картина флорентийского художника XVI века Биччи ди Лоренцо, недавно идентифицированная как «утраченный» заалтарный образ из церкви во Флоренции. Когда аббатство готовится к коронации, в этой части нефа устанавливают королевскую ложу; отсюда четырехлетний принц Чарльз, нынешний престолонаследник, в 1953 году наблюдал за коронацией своей матери, Елизаветы II.
Крыша лантерны, восстановленная после войны, была спроектирована смотрителем аббатства Стивеном Дайксом Бауэром.
В северном трансепте стоят статуи нескольких премьер-министров.
Хоровое училище аббатства - единственная школа в стране, где обучают исключительно хористов.
Пол «Козмати» перед алтарем был уложен в XIII веке.
Фрагмент из «Насыщения пяти тысяч» - одного из чудес, изображенных на первоначальном ретабле (заалтарном образе), ныне находящемся в музее.
Гробница Эдмунда Краучбека. самая ближняя к алтарю, когда-то была богато украшена.