
Почему в средневековом Лондоне было столько церквей? Подобный вопрос можно задать и в отношении многих старых Английских городов – Норвича, Йорка, Винчестера – ответ будет единым для всех. Церкви возводились на средства мирян в своих собственных небольших районах, не епископами, которым импонировало небольшое количество, но более грандиозных проектов. Селисбери – это «епископский город»-исключение, но многие английские города в Средние века представляли собой мозаику из крошечных приходов. К концу двенадцатого века были установлены их границы, позднее они претерпели несколько изменений вплоть до шестнадцатого века, эпохи Реформации.
Галерея церкви Святого Мартина «что в полях»; характерная черта Георгианских церквей.
Первые церкви были заложены в начале седьмого века. Доподлинно известно, что собор Святого Павла был основан в 604 году. Самое ранее уцелевшее сооружение Лондонской церкви находится в Соборе Всех Святых у Тауэра, где сохранилась арка, которая может являться частью церкви Святого Еркенвальда, Епископа Лондонского, датированная концом седьмого века. В противном случае, это можно отнести к Норманнской эпохе, одиннадцатому и двенадцатому веку, период строительства ранних церквей. Часовня Святого Джона в Лондонском Тауэре, которую часто рассматривают не в качестве прихода, хотя она является полноценной церковью конца одиннадцатого века – раритет – и уникальная часть башни Вильгельма Завоевателя. Еще одно не приходское строение – Церковь Темпла, возведенная в двенадцатом веке Норманнская круглая церковь, единственная в Лондоне и одна из четырех уцелевших сооружений подобного плана во всей Англии, которая удостоилась чести быть освещенной патриархом Иерусалимским в 1185 году. Его алтарь с проходами – выдающийся пример работы в Раннеанглийском стиле тринадцатого века. Последняя Норманнская церковь – церковь Святого Варфоломея Великого, в Смитфилде. И хотя она практически вся переделана, тем не менее, она представляет собой прекрасный образец громоздкой пышности стиля двенадцатого века. Типичную средневековую церковь расширяли и переделывали многими способами: добавляли новую часовню, новые парапеты, еще один этаж на вершину башни. В общем и целом, в Англии пятнадцатый век и начало шестнадцатого примечательны такими расширениями и возведением многих эффектных церквей. Основными примерами являются церкви Святого Джайлза, что в Криплгейте (сейчас Барбиканская приходская церковь), Святого Эндрю, Святого Олова на Харт-стрит и Святой Маргарет в Вестминстере. Они все претерпели значительные изменения, но они до сих пор выделяются своей позднесредневековой архитектурой. После их возведения началась эпоха Реформации, и появилось незначительное число церквей в период между серединой шестнадцатого века и Великим пожаром. Тем не менее, церкви, появившиеся в этот период времени, достаточно интересны. Церковь Святой Екатерины, Сити, (1628-1631) – забавное смешение Готического и Классического стилей, имело непосредственную связь с Уильямом Лаудом, епископом Лондонским. Практически в это же время, однако, первый ярый приверженец Английского Классицизма, Иниго Джонс работал над собором Святого Павла в Ковент-Гарден для площади, заказанной графом Бедфордом. Он только что закончил Королевскую часовню во Дворце Святого Джеймса ( 1623-1627). Эта часовня заслуживает звания, как первая церковь Лондона, выполненная в Классическом стиле. Должно быть, в то время чрезвычайно необычно выглядел Дом банкетов Джонса. Хотя сохранившаяся до сих пор часовня Колледжа Линкольна, напротив, полностью воплощает Готику.
Ступени кафедры церкви Святого Георга Мученика, Саутворк. Высокая Георгианская кафедра позволяла проповеднику обращаться и к тем, кто находились в галереях.
Последующие за великим пожаром вышли постановления, касающиеся реконструкции, в 1667 и 1670 годах, положившие начало перестройке церквей, которое длилось полвека. Сэр Кристофер Рен был назначен главой комиссии, чьей задачей было реконструировать 51 из 86 пострадавших в пожаре церквей Сити (в дополнение к перестройке Собора Святого Павла). На тот момент рукой самого Рена были возведены церкви Святого Стефана, Уоллбрук, и Святой Мэри-Ле-Боу в Чипсайде. Хотя некоторые утверждают, что его ученики Роберт Хук и Николас Хоксмур, также работали над основными чертежами. Кроме того, стало более очевидным в последние годы, что средневековое убранство сохранилась в ряде церквей после Великого пожара. Церкви сохранили свое старое местоположение, но они были перестроены, учитывая общий стиль. В отличие от своих средневековых предшественников, многие из них были выполнены по централизованной схеме, то есть, с акцентом на пересечение, как правило, расположением колонн, иногда куполом. Во всех церквях Рена алтарь располагался в восточном конце и запрестольная перегородка или экран являлась величайшим украшением его храмов. Темно-выкрашенные деревянные элементы в церквях Рена, включая скамьи, кафедра, дверные рамы, стенные панели, балконы и запрестольные перегородки являются гордостью Сити. Церковь Святого Магнуса Мученика на Лоуэр-Тэмз-стрит служит одним прекрасным образцом, купольная Церковь Святой Марии – другим.