На страницах этой книги представлены только 250 предметов из более шести миллионов, находящихся в Британском музее. Наша коллекция включает хорошо известные посетителям предметы, такие как: камень Розетта, саркофаги мумий из Египта и шлем Саттон Ху – один из древнейших предметов британской ранней истории. Вместе с тем, в нашу коллекцию намеренно включен обширный ряд других объектов: одни из них огромные, другие – совсем маленькие. Все они разнообразят экспозиции музея и поражают даже постоянных посетителей. Относительно немногие знают, что музей продолжает коллекционировать современные предметы наподобие Трона оружия, значков недавних выборных и политических кампаний, художественных работ из Ближнего Востока, экземпляров ремесленного искусства Японии двадцать первого века, а также комиксов manga. Подобные тенденции связаны с тем, что музей настолько же заинтересован в понимании настоящего, как и в том, чтобы помочь людям понять прошлое. Для решения этой обоюдной задачи музею необходимо приобретать новые предметы, которые обеспечивают новый взгляд на связь прошлого с настоящим. В этом смысле музеи всегда обращены к будущему.
Некоторые предметы, включенные в эту книгу, не обязательно должны ассоциироваться с шедеврами. Является ли тряпичная кукла из Египта римских времен «шедевром» относительно акварели художника Тернера? Другие предметы могут отличаться большим мастерством изготовления или визуальным воздействием и «красотой», но быть известными только узкому кругу специалистов. Вот почему понятие «шедевра» может показаться кому-то не соответствующим действительности и они не будут считать Британский музей художественным музеем или галереей, невзирая на большое количество предметов искусства. Конечно, многие приходят в музей с целью получить вдохновение от экспонатов, находящихся здесь. Но это только одна из многочисленных функций музея. Еще одна – предоставить людям возможность изучить историю мира, отдельных культур или географических зон посредством предметов, изготовленных их представителями. Они, эти предметы, рассказывают нам о жизни тех людей. В этом смысле римская тряпичная кукла может и не является особо красивым или искусно сделанным экспонатом. Но она позволяет нам мысленно провести связь с ежедневной практикой тысяч людей в римском мире 2000 лет назад.
Британский музей существует благодаря силе его экспонатов: будь то знаменитые предметы искусства, обломки древних чаш или каменных инструментов Ледникового периода. Сила этих предметов в том, что они являются свидетелями прошлого, великих событий и процессов человеческой истории. Именно это ежегодно привлекает в музей более 10 000 исследователей и ученых со всего мира. Вот почему эти экспонаты мощно воздействуют на художников, писателей и дизайнеров, невзирая на их сферы деятельности, вот уже более 250 лет.
Британский художник Генри Мур впервые пришел в Британский музей в 1920-х. Египетские, греческие и африканские скульптуры, которые он увидел, оказали сильное влияние на его последующую работу, а она, в свою очередь, повлияла на современных художников по всему миру.
Сила экспонатов является притяжением миллионов посетителей еще и потому, что некоторые из них можно потрогать руками или рассмотреть поближе, увидеть их на выставках в других частях планеты, а также онлайн на сайте (www.britishmuseum.org). Британский музей и был то, собственно, основан более 250 лет назад в качестве первого публичного музея в мире, чтобы помочь нам лучше познать наш мир. Специальный Акт парламента положил начало музею с целью «сохранять и поддерживать коллекции не только для осмотра и развлечения знатоков и любопытных, но для пользования и блага широкой публики».
Некоторые предметы, включенные в эту книгу, не обязательно должны ассоциироваться с шедеврами. Является ли тряпичная кукла из Египта римских времен «шедевром» относительно акварели художника Тернера? Другие предметы могут отличаться большим мастерством изготовления или визуальным воздействием и «красотой», но быть известными только узкому кругу специалистов. Вот почему понятие «шедевра» может показаться кому-то не соответствующим действительности и они не будут считать Британский музей художественным музеем или галереей, невзирая на большое количество предметов искусства. Конечно, многие приходят в музей с целью получить вдохновение от экспонатов, находящихся здесь. Но это только одна из многочисленных функций музея. Еще одна – предоставить людям возможность изучить историю мира, отдельных культур или географических зон посредством предметов, изготовленных их представителями. Они, эти предметы, рассказывают нам о жизни тех людей. В этом смысле римская тряпичная кукла может и не является особо красивым или искусно сделанным экспонатом. Но она позволяет нам мысленно провести связь с ежедневной практикой тысяч людей в римском мире 2000 лет назад.
Римская тряпичная кукла из Египта
Британский музей существует благодаря силе его экспонатов: будь то знаменитые предметы искусства, обломки древних чаш или каменных инструментов Ледникового периода. Сила этих предметов в том, что они являются свидетелями прошлого, великих событий и процессов человеческой истории. Именно это ежегодно привлекает в музей более 10 000 исследователей и ученых со всего мира. Вот почему эти экспонаты мощно воздействуют на художников, писателей и дизайнеров, невзирая на их сферы деятельности, вот уже более 250 лет.
Британский художник Генри Мур впервые пришел в Британский музей в 1920-х. Египетские, греческие и африканские скульптуры, которые он увидел, оказали сильное влияние на его последующую работу, а она, в свою очередь, повлияла на современных художников по всему миру.
Сила экспонатов является притяжением миллионов посетителей еще и потому, что некоторые из них можно потрогать руками или рассмотреть поближе, увидеть их на выставках в других частях планеты, а также онлайн на сайте (www.britishmuseum.org). Британский музей и был то, собственно, основан более 250 лет назад в качестве первого публичного музея в мире, чтобы помочь нам лучше познать наш мир. Специальный Акт парламента положил начало музею с целью «сохранять и поддерживать коллекции не только для осмотра и развлечения знатоков и любопытных, но для пользования и блага широкой публики».
«Большая волна с Канагава», художник Хокусай